Истории, рассказанные в мифах, способны находить отклик глубоко в человеческом сердце. Являются ли мифы чем-то большим, чем просто хорошим литературным произведением?

Мирча Элиаде и Дж.Р.Р. Толкин, два великих мыслителя двадцатого века, сказали бы, что мифы определенно являются чем-то большим, чем просто литературным произведением. Что касается вопроса о предназначении мифов, оба они писали, что помимо того, что миф рассказывает увлекательную историю, он указывает на духовную и трансцендентную природу человеческой личности.

Каково предназначение мифа? – Раскрыть нашу трансцендентную реальность

Мирча Элиаде (1907–1986) был философом и историком религии, который провел кросс-культурное исследование происхождения религии. Элиаде обнаружил, что религия берет начало из непреложного опыта сакрального (присущего большинству людей), который стремится найти свое внешнее культурное выражение в мифах и ритуалах.

В ранних цивилизациях мифы были историями, возникшими из внутреннего духовного опыта жителей. Эти мифы и ритуалы становились общинными вратами для связи с Трансцендентной Реальностью. Элиаде утверждает:

«Миф считается сакральной историей и, следовательно, “правдивой историей”, потому что он всегда имеет дело с реальностью».

Мифы имеют дело с реальностью добра и зла, героев и героинь, творения, сверхъестественных существ и т.д. Элиаде выделяет мифы, повествующие о начале первобытных событий, то есть историю сотворения или когда сакральное существо впервые входит во время. Цель этих мифов, благодаря их мистической силе, заключалась в том, чтобы позволить человеку пережить прошлые сакральные события.

По мере пересказа мифов участник снова входит в прошлое сакральное событие – как будто время, отделяющее это событие от настоящего момента, испарилось (или вообще не существовало). Это позволяет участнику войти в контакт с трансцендентной реальностью, которая присутствовала в то время.

Каково предназначение мифа?Раскрыть правду

Дж.Р.Р. Толкин (1892–1973), писатель и автор трилогии «Властелин колец», также понимал силу мифов, когда утверждал:

«[Мифы] – лучший способ, а иногда и единственный способ передать истины, которые в противном случае остались бы невыразимыми. Мы произошли от Бога, и неизбежно мифы, сотканные нами, хотя и содержат в себе заблуждения, отражают осколки истинного света, вечной истины, которая исходит от Бога».

Для Толкина мифы предполагают, что абсолютная истина и смысл не могут быть найдены в естественном мире. Они основываются на предположении, что этот мир слишком ограничен, обусловлен и случаен, чтобы содержать абсолютную истину и смысл; и поэтому они рассказывают историю, которая выражает «веру» о творении, трансцендентной реальности, богах, героях, злодеях, добре и зле, добродетелях и пороках – историю о приключениях и испытаниях, тьме и свете, мудрости, мужестве, силе духа, и умеренности.

Через этот «высокий нарратив» мифы открывают внутреннюю веру подавляющего большинства людей, а именно, что за пределами этого мира существует высшая реальность, что эта реальность пришла в этот мир, чтобы дать нам трансцендентное достоинство, смысл и предназначение – и указать путь, как приблизиться к этому конечному смыслу. Если это наше общее убеждение, то не следует удивляться тому, что мифы очаровывают и захватывают не только наше воображение, но и самую нашу душу (то внутреннее пространство, где трансцендентное соприкасается с нами).

Мифы и наше призвание быть героями и героинями

Понимание Толкином того, что мифы отражают вечную истину нашего Творца, вдохновило его на создание собственного мифа, рассказывающего правду, – «Властелина колец».

Чрезвычайную популярность «Властелина колец» можно объяснить тем, что эта история говорит правду о нас самих – что мы призваны быть героями (или помощниками героев) в благороднейшей миссии: разгроме космического зла и восстановлении космического добра.

Мифы о героях, такие как «Властелин колец», говорят нам, что наша жизнь не является чисто мирской, а, скорее, связана с делами, которые имеют последствия наивысшей важности – вечные последствия. Хотя мы можем смотреть на героя как на кого-то отличного от нас самих, мы не можем не думать, что вызовы, с которыми сталкивается герой, – в некотором роде наши вызовы; его победы – наши победы; его добродетели – добродетели, к которым мы стремимся; его опасности – опасности, которым мы противостоим; герой ведет внутреннюю борьбу с пороками, которые могут постигнуть также нас.

Мифы и их влияние на человека

Прорыв трансцендентной реальности посредством мифов не нейтрален, а дает силу и истину всем участникам. При этом он говорит нам, как достичь нашей истинной цели (божественной цели), которая, в свою очередь, говорит нам, как жить и как развивать свой характер (подражая героям). Поступки великих героев показывают не только, как нужно поступать, но и почему нужно поступать именно так. Они дают подсказки о цели и благах, ради которых стоит жить, и показывают, как определенные действия помогают достичь этих целей или благ.

Предназначение мифа: заключение

Эти взгляды Элиаде и Толкина на мифы указывают на связь человека со своей трансцендентной природой и на то, как мы должны жить в мире, будучи не только материальными, но и духовными существами. Элиаде объясняет, что когда мы пересказываем сакральную историю мифа, мы входим в сакральное время, которое, в свою очередь, соединяет нас с трансцендентной реальностью. Кроме того, Толкин показывает, что мифы отражают правду о реальности и нас самих.

В целом цель мифов состоит в том, чтобы показать, что человеческая личность – это нечто большее, чем материальное существо. Мифы напоминают нам о нашей сакральной, трансцендентной природе, они учат и вдохновляют нас жить героической жизнью добродетели и истины.

Источник: The Purpose of a Myth: Insights from Tolkien and Eliade

Библиотека: Вера и разум