Понтификат Бенедикта XVI завершился, но тема единства веры и разума не перестает быть одним из самых важных вызовов для Церкви и мира. Об этом говорит отец Дариуш Ковальчик SJ, богослов из Папского Григорианского университета в Риме, напоминая также, что свое служение в качестве священника, богослова, епископа, папы  Бенедикт XVI понимал как служение истине и укрепление других в истине. При этом, отмечает иезуит, Йозеф Ратцингер, будущий Папа, сочетал истину с любовью.

***

Отец Ковальчик, комментируя самые важные направления учения Бенедикта XVI, вспоминает о его призыве быть «cooperatores veritatis» – сотрудниками истины. Свое служение как священника, богослова, епископа, папы Бенедикт XVI понимал как служение истине и укрепление других в истине. В то же время Йозеф Ратцингер сочетал истину с любовью и свидетельствовал об их нерушимой взаимозависимости. Истину следует искать, находить и раскрывать в любви, но, как подчеркивает Ратцингер, любовь, в свою очередь, необходимо понимать, ценить и жить ею в свете истины. Без истины любовь становится сентиментализмом, становится словом, которое можно понимать произвольно. Это неизбежный риск, которому подвержена любовь в культуре без истины. Она становится жертвой эмоций и мимолетных мнений отдельных лиц, становится заезженным и бессмысленным словом, приобретает противоположный смысл. Но как докопаться до истины? Можно предположить, что Йозеф Ратцингер оказал большое влияние на создание одной из важнейших энциклик Иоанна Павла II «Fides et Ratio» («Вера и разум»).

В энциклике подчеркивается, что вера и разум – это два крыла, которые возносят человека к истине. Нельзя искусственно ограничивать ни спектр достижимой истины, ни методы ее достижения. Жизнь слишком сложна, чтобы согласиться с теми, кто хочет ограничить истину методами естественных наук. Ведь помимо математического и естественнонаучного познания существует множество других способов познания, без которых жить было бы просто невозможно. 

Мудрость, жизненную мудрость нельзя свести к математическим уравнениям или повторяемым экспериментам. Бенедикт XVI в «Caritas in Veritate», говоря о социальном учении Церкви, отмечает, что оно имеет важное междисциплинарное измерение, которое позволяет вере, теологии, метафизике и научным дисциплинам найти свое место в рамках сотрудничества в служении человеку. В то же время он подчеркивает, что именно в этой сфере социальное учение Церкви реализует свое измерение мудрости. Ратцингер ссылается здесь на Павла VI, который отмечал в «Populorum progressio», что одной из причин слабого развития является недостаток мудрости, которая превосходит хоть и полезные, но частичные дары различных наук. Фрагментация знаний и произвольный отказ от богословия как партнера в научном диалоге, по мнению Бенедикта XVI, являются вредными явлениями. Потому что тогда труднее увидеть все благо человека в разных измерениях, которые его характеризуют. Поэтому необходимо расширить концепцию разума и его использования. Это задача церковных учебных заведений не только в области общественных наук, но и во всех других вопросах, являющихся предметом научных исследований.

Вот какими размышлениями касательно веры и разума поделился Бенедикт XVI во время молитвы «Ангел Господень» 28 января 2007 года:

«Если человек ограничивается мыслями только о материальных и осязаемых вещах, отворачиваясь от больших вопросов о жизни, себе и Боге, то он беднеет. Связь между верой и разумом представляет собой серьезный вызов для доминирующей сегодня культуры западного мира».

Бенедикт XVI отмечал, что «современное развитие науки приносит бесчисленные положительные результаты, которые безусловно следует ценить. В то же время, однако, склонность принимать за истину только то, что можно испытать, является ограничением человеческого разума и приводит к ужасной шизофрении, которая уже не подвергается сомнению, где сосуществуют рационализм и материализм, гипертехнологизм и необузданная инстинктивность. Неотложная задача состоит в том, чтобы заново открыть человеческий рационализм, нечуждый свету божественного Логоса и его совершенному откровению, которым является Иисус Христос, Сын Божий, ставший человеком». Хотя Йозефу Ратцингеру чрезвычайно близка мысль св. Бонавентуры, такой подход в большей степени указывает на св. Фому Аквинского как мастера гармоничного сочетания разума и веры. Бенедикт XVI отметил, что «Фоме удалось добиться плодотворной конфронтации с арабской и еврейской мыслью своего времени, поэтому он и сегодня считается истинным учителем диалога с другими культурами и религиями. Он умел показать свой замечательный христианский синтез разума и веры, который является ценнейшим наследием западной цивилизации, из которого и мы должны черпать сегодня, чтобы вести эффективный диалог с великими культурными и религиозными традициями Востока и Юга».

Вера, подчеркивает Ратцингер, «предполагает разум и совершенствует его. Разум, осветленный верой, находит в себе силы подняться к познанию Бога и духовной реальности. Человеческий разум ничего не теряет, открываясь на истины веры, и более того, они требуют его свободы и сознательной приверженности».

Что касается св. Бонавентуры, то его видению взаимосвязи между разумом и верой Бенедикт XVI посвятил свою речь во время церемонии вручения награды имени Ратцингера в 2011 году. «Св. Бонавентура в прологе к своему комментарию к Сентенциям говорил об использовании разума двумя способами. Один из них несовместим с сущностью веры, а другой именно ей и принадлежит. Существует, так сказать, violentia rationis, деспотизм разума, считающего себя высшим и окончательным судьей всего. Такое использование разума, безусловно, невозможно в лоне веры».

Разум, несовместимый с верой, мы видим в истории Избранного народа, о чем говорит Бог в Библии: «Искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, [хотя] и видели дело Моё» (Пс 95[94],9).

Разум, несовместимый с верой, – это разум, «который хочет испытать Бога опытом, подвергнуть Его экспериментальному исследованию». В этой перспективе Ратцингер, вслед за Бонавентурой, указывает на другой способ использования разума, а именно «тот, который соотносится с личным», экзистенциальным. Это разум любви, разум отношений с другой личностью, разум доверия. Любовь, подчеркивает Бенедикт XVI, «хочет лучше узнать того, кого любит». Любовь, настоящая любовь не ослепляет, а обостряет зрение. Ей характерно стремление по-настоящему узнать другую личность. Парадоксально, но когда мы отказываемся от этого типа разума, большие области человеческой жизни выпадают из сферы разума и становятся жертвой иррациональности», что отчетливо видно в современном мире. Одна из великих задач Церкви, по мнению Бенедикта XVI, заключается именно в объединении веры и разума. Более того, гармоничное сочетание веры и разума является отличительной чертой человеческой природы, и в книге-интервью «Свет мира» Йозеф Ратцингер заявил:

«Я думаю, что если Бог захотел сделать профессора Папой, то для того, чтобы этот момент размышлений и борьбы за единство веры и разума мог стать чем-то, что будет в центре понтификата». 

Понтификат Бенедикта XVI завершился, но тема единства веры и разума продолжает оставаться одним из самых важных вызовов для Церкви и мира.

Источник: O. Kowalczyk o nauczaniu Benedykta XVI: temat jedności wiary i rozumu wciąż ważnym wyzwaniem dla Kościoła i świata — Vatican News

Библиотека: Вера и разум