Игнатий никогда не считал себя высокообразованным интеллектуалом. Он получил высшее образование в Парижском университете, лучшем университете Европы того времени. Он был хорошо знаком с идеями ведущих философов и богословов. Он был выдающимся аналитическим мыслителем. Однако духовная жизнь Игнатия определялась главным образом его необыкновенным воображением, которое сыграло центральную роль в его обращении. За долгие годы духовного наставничества он обнаружил, насколько полезным может быть воображение в формировании более глубоких отношений с Богом.
Молитва воображением – одна из отличительных черт игнатианской духовности.
Игнатий впервые осознал важность воображения во время долгого выздоровления от боевых ран. А после своего обращения он интегрировал молитву воображением в свой подход к духовной жизни, который он изложил в «Духовных упражнениях». В его руках воображение становится инструментом, который помогает нам познавать и любить Бога.
Игнатий предлагает два пути использования воображения в Духовных упражнениях.
Первый способ находится в медитации над тайной Воплощения во Второй неделе упражнений. Мы приглашены «войти в созерцание Бога». Бог смотрит с высоты на наш неспокойный мир. Мы представляем переживание и заботу Бога. Мы видим, как вмешивается Бог, посылая Иисуса в водоворот жизни. Этот тип воображения помогает нам видеть вещи с божественной точки зрения и перенимать качества любви, сострадания и понимания, присущие Богу.
Второй путь воображения предлагает полностью погрузиться в евангельскую историю. Мы становимся зрителями-участниками и даем волю своему воображению. Иисус разговаривает со слепым на обочине дороги. Мы ощущаем на себе лучи жаркого средиземноморского солнца. Мы чувствуем запах пыли, поднимаемой прохожими, прикосновение одежды, которую носим, пот, стекающий по вискам, урчание в пустом желудке. Мы видим отчаяние на лице слепого и слышим в его словах стон надежды. Мы отмечаем раздражение учеников. И все же, прежде всего, мы наблюдаем за Иисусом: его походкой, жестами, взглядом, выражением лица. Слышим, как Он произносит слова, записанные в Евангелии, и представляем другие слова, которые Он мог бы сказать, и другие дела, которые Он мог бы сделать.
Самый известный пример использования воображения в Духовных упражнениях – это созерцание рождения Иисуса.
[Словом «созерцание» св. Игнатий обозначает тип молитвы, который он рекомендует в той части «Духовных упражнений», где показывает нам, как углубить близость с нашим Господом через личное «переживание» евангельской сцены.] Игнатий предлагает нам представить себе тяжесть путешествия в Вифлеем, поиск убежища, нищету, жажду, голод, холод, презрение, которые сопровождают приход в мир Бога-с-нами. В ходе упражнений Игнатий предлагает множество подобных сцен из Евангелия для созерцания с помощью воображения. Он отдает приоритет сценам, в которых Иисус действует, а не тем, где Он учит. Он хочет, чтобы мы видели, как Иисус взаимодействует с другими, принимает решения, двигается, служит.
Он не хочет, чтобы мы думали об Иисусе, а чтобы испытали, пережили Его; чтобы Иисусом наполнились наши чувства. Игнатий желает, чтобы мы встретились с Иисусом.
Следование за Иисусом – дело нашей жизни. Чтобы идти за Ним, мы должны знать Его, и мы познаем Его через наше воображение. Игнатианская молитва посредством воображения учит нас тому, что мы не сможем узнать об Иисусе, изучая Священное Писание или через богословские размышления. Воображение в молитве позволяет личности Христа проникать в места, которые недоступны интеллекту, и тогда Иисус входит в наши сердца. Такая молитва пробуждает чувства, зажигает нас идеалами щедрого служения.
Молитва воображением делает Иисуса, про которого рассказывает Евангелие, нашим Иисусом, который в свою очередь помогает нам развивать с Ним уникальные и личные отношения.
Мы наблюдаем за обликом Иисуса. Мы слушаем, как Он говорит, замечаем, как люди реагируют на Него. Эти воображаемые детали позволяют нам узреть в Иисусе больше, чем просто имя или историческую личность из книги. Он живой человек. Мы говорим то, что жители Сихаря в Евангелии от Иоанна сказали самарянке: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос!» (Ин 4,42).
Автор: Дэвид Л. Флеминг SJ
По материалам: Pray with Your Imagination — IgnatianSpirituality.com
Свежие комментарии