~7 мин чтения
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Мф 5, 17-37
Новая праведность Нового Завета
Сегодняшний евангельский отрывок является продолжением Нагорной проповеди по Евангелию от Матфея. Господь Иисус провозглашает «новые стандарты» праведности для тех, кто желает вступить в новый Завет с Богом — Завет в теле и крови, в человечности Сына Божьего.
В то же время наш Учитель утверждает, что Он не отменяет Закон, который был основой первого Завета Бога с Израилем. Этот Закон (или, точнее, в переводе с еврейского оригинала, «учение») был «рецептом свободы» для избранного народа, вышедшего из Египта — земли рабства, но которому предстояло научиться защищать другую свободу — свободу от зла и греха; свободу, которая позволяет творить добро и любить. Правоверные иудеи хорошо понимали, что на этом пути свободы им необходима очень точная инструкция, и осознавали тот великий дар, который они получили от Бога. Иудеи праздновали этот дар с великой радостью, отмечая Пятидесятницу, «Праздник седмиц». Сегодняшний респонсорийный псалом — часть самого длинного 118‑го (119‑го) псалма, в котором каждая вторая строка повторяет синоним выражения «Закон»: «заповеди, уставы, повеления, слова…»
Иисус говорит, что Его цель — не отменить Закон, а исполнить, то есть раскрыть его подлинный смысл и довести до полноты. Речь идет не просто о внешних действиях, но о том, чтобы Божьи заповеди (или «слова», как в Библии назван Декалог — Десять заповедей), преобразовывали всю сущность человека, его сердце. Впрочем, если в отношениях партнеры сохраняют только некие «внешние рамки», но между ними нет более глубокого единства, можно ли считать такие отношения подлинными и прочными?
Поэтому пророки — и Иисус вслед за ними — были опечалены тем фактом, что народ Израиля часто лишь поверхностно соблюдал записанные заповеди и традиции, но не обращался к Богу всем сердцем. Иеремия предсказывает, что наступит эра «нового завета», который будет записан не на внешних носителях, а в самом сердце человека (ср. Иер 31, 31-33).
Смотреть вглубь
Часть Нагорной проповеди, которую мы слышим сегодня, касается нескольких измерений человеческих отношений: во-первых, ценности жизни и достоинства ближнего; во-вторых, отношения к собственному телу и телу другого человека, а также сущности отношений между женщиной и мужчиной; и в-третьих, смысла клятвы и веса наших слов.
Иисус призывает нас исследовать нашу реакцию на других людей: возможно чьи-то отличия от нас, или даже объективные недостатки и ошибки, причиняющие вред нам или другим, вызывают у нас гнев и желание наказать или даже избавиться от них «раз и навсегда»? Слова, вылетающие из наших уст в момент конфликта, могут глубоко ранить — а в некоторых крайних случаях буквально убить, например, приводя к самоубийству.
Когда я смотрю на человека противоположного пола, в своих мыслях и фантазиях не рассматриваю ли его или ее как вещь, которой хочу обладать и манипулировать ради собственного удовольствия и удовлетворения — не только сексуального? Наша культура пронизана таким отношением к человеческому телу, где оно рассматривается как инструмент для получения удовольствия, фактически делая нас зависимыми от множества веществ, предметов и привычек — и прежде всего от нашего собственного «эго», которое является противоположностью нашей истинной сущности детей Божьих, созданных для общения и любви.
Наконец, наставление о клятвах затрагивает более широкий вопрос о том, чему служат наши слова: желанию строить жизнь по-своему, пытаясь «заставить» Бога быть гарантом наших планов, или смиренному поиску истины и воли Божьей?
Закон или благодать?
Если мы серьезно отнесемся к новому «стандарту праведности», о котором говорит Иисус, мы можем ужаснуться от осознания того, как далеки мы от идеала, и даже не пытаться ничего делать, чтобы преодолеть это расстояние, потому что путь кажется невозможным. Здесь нам прежде всего необходимо «обращение» (преображение) в понимании самой сути призыва, который Господь обращает к нам, Своим ученикам. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа», — говорит Иоанн в начале своего Евангелия (Ин 1, 17).
На самом деле, как уже говорилось ранее и как написано тем же Иоанном, Закон был «благодатью», которая предвосхищала другой дар Отца (ср. Ин 1, 16), величайший из возможных даров: Сына Божьего, Который стал нашим Братом и через Которого Святой Дух, Утешитель, был послан к нам.
Без живого и любящего присутствия Бога, Единого в Троице, любая заповедь будет не источником свободы для человека, а холодной и мертвой буквой, не трогающей сердце. Да, в наших сердцах все еще так много тьмы, похоти, гнева, эгоизма, которые отнимают у нас свободу и мешают нам жить с ближними как с братьями и сестрами, но со всем этим с полной искренностью мы можем прийти к любящему Богу, чтобы снова и снова просить о благодати освобождения, о благодати очищения через Кровь Единородного, пролитую для того, чтобы мы могли жить новой жизнью. Пусть наше приобщение Его Телу и Слову делает нас все более и более причастными к Новому и вечному Завету Его любви к нам. Аминь.
Автор: Виктор Жук SJ
Изображение: Lawrence OP / Flickr
