Мф 14, 22-33

После насыщения народа, тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и её било волнами; потому что ветер был встречный. В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак. И от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

Оказавшись среди бури

На протяжении веков Церковь рассматривала это евангельское событие как отражение своей собственной истории, полной невзгод и бурь. Несколько месяцев назад, в разгар пандемии коронавируса, папа Франциск размышлял именно над эпизодом об успокоении бури (хотя он взял другой отрывок из Евангелия от Марка), в котором он видел образ того, через что проходило человечество в трудные месяцы глобальной эпидемии. Удивляет в этой истории тот факт, что большую часть ночи ученики остаются одни, без своего Наставника.

Возможно, еще более удивительным является то, что Иисус «принуждает» (именно так более точно переводится греческий глагол) учеников отправиться в путь через озеро самостоятельно, как будто Он хочет, чтобы их встретило это испытание.

Галилейское море было знакомой средой для многих апостолов – по крайней мере треть из них были рыбаками, и они, как мы знаем из евангельской истории, также ловили рыбу ночью. Но из-за особых топографических условий на этом большом озере могли внезапно возникать штормы, которые представляли реальную угрозу даже для опытных рыбаков. В нашей жизни – как общественной, так и личной – могут возникать штормы, о которых мы не догадываемся, хотя теоретически знаем про различные вызовы человеческой судьбы. Также ситуация пророка Илии, о которой слышим в первом чтении, напоминает про непростые политические обстоятельства: помним, что пророк бежит от царицы, которая стремится убить его, и он сам готов умереть, потому что не может вынести своего поражения, но получает поддержку ангела, благодаря которой приходит на встречу с Господом на святой горе. Таким образом, сегодняшнее Слово Божье позволяет нам посмотреть на «бури» нашей жизни через призму евангельской веры.

Встретиться со своим страхом

Иисус, в отличие от многих древних и современных «гуру», не обещал тем, кого призывал следовать за Ним, что избавит их от всех проблем и испытаний – так же, как не искал «легкой жизни» для Себя самого. Сегодняшний эпизод показывает, что Иисус хочет, чтобы ученики прошли через испытание, встретились с реальной угрозой – и со своим страхом.

Чтобы расти, чтобы достичь какого-то нового уровня, нам нужно пройти через ситуации, которые обнажают нашу слабость, несамодостаточность, хрупкость нашего существования.

Это болезненный опыт, и мы естественно стараемся избегать боли и всего, что угрожает нашему комфорту и тому равновесию, которое находим для себя, часто соглашаясь на определенные компромиссы. Мы избегаем тех ситуаций, в которых становятся явными наши страхи и тревоги, и строим системы защиты против таких обстоятельств – забывая при этом, что в конце концов не мы являемся хозяевами своей собственной жизни. Шторм, в котором оказываются ученики, и в который мы наверняка попадали и можем снова попасть, показывает, что наших сил недостаточно, чтобы спастись, что мы не самодостаточны – и что это от нас на самом деле и не требуется. От нас зависит делать то, что в наших силах, но должен появиться Тот, кто «ходит по высотам моря» (Иов 9,8), «укрощающий шум морей» (ср. Пс 65(64),8).

Беда, в которой оказались апостолы, становится теофанией – событием, в котором Иисус являет Свою власть над стихией и одновременно Свою Божественную сущность. Реакция испуганных учеников на Иисуса, идущего по волнам бушующего моря, по-человечески понятна: разве можно воспринимать такую ​​картину как нечто нормальное? Но проблема в том, что даже имея опыт Иисуса, который нарушает категории «нормального», ученики – и мы – продолжаем принимать Его за призрак, за кого-то бестелесного, который может только пугать.

Иисус же, как тогда для апостолов посреди озера, так и для нас в событиях XXI века, хотя и невидим, но более реален, чем любая другая реальность – если у нас есть вера.

«Ободритесь; это Я, не бойтесь!» – нам необходимо слышать, как звучат эти слова, обращенные к нам среди наших бурь, больших и малых, не как некое абстрактное правило, но как призыв живого Бога, воплощенного победителя всякого зла и смерти. Иисус – Господь стихий, которые бушуют вокруг нас, а также внутри, когда сердце не может обрести покой.

Осмелиться идти по волнам

В сегодняшнем Евангелии, возможно, даже больше, чем Иисус, который идет по воде, поражает, что это также делает простой смертный – Симон Петр, который осмеливается посреди всего этого замешательства попросить пойти к своему Наставнику. Каждому из нас следует задаться вопросом: есть ли у меня желание осмелиться на нечто подобное, хотя бы раз в жизни? На недавних игнатианских реколлекциях одна из участниц рассказала о том, как созерцание этой евангельской сцены дало ей силу, чтобы, ощущая поддержку Иисуса, «пойти по воде» – осмелиться на непростой разговор, перед которым она испытывала страх. Когда мы воспринимаем Евангелие как актуальное и действенное слово Божье, можем переживать подобные чудеса в своей жизни. Насколько нам известно, у апостола Петра не было другого шанса ходить по воде, но наверняка одного этого случая было достаточно, чтобы испытать нечто весьма особенное. Как бы то ни было, смелость Петра не гарантирует, что он не начнет тонуть, когда испытает страх, потому что его внимание смещается с Иисуса на бушующую вокруг бурю.

Секрет чуда, которое происходит с Петром, – в том, что он смотрит на Иисуса.

Этот сосредоточенный на Господе взгляд является символом нашей веры и ключом к пониманию сути всей нашей жизни. Мы созданы и призваны не для того, чтобы, получив некоторые инструкции (например, заповеди), самостоятельно пытаться их выполнить, или просто приспосабливаться к нормам, которые преобладают в этом мире, для того чтобы «самореализоваться». В нашем духовном «генетическом коде» прописана необходимость быть в живой и действенной связи с Тем, кто создал стихии и управляет ими; эта связь дает нам возможность ходить не только по суше, но – хотя бы один раз в жизни – также по волнам моря, а каждый день – быть готовыми встретить и стать участниками чудес, которые Господь готовит для нас на нашем пути.

Наш путь – это опыт несовершенства и слабости, из-за которых мы иногда начинаем тонуть. И нам нужны эти ситуации, чтобы понять, что в нашей жизни есть Спаситель, готовый подхватить и поддержать нас. Каждый день нам предоставляется возможность почувствовать, как Господь спасает нас от того зла, которое может настигнуть извне, и от зла, страха и сомнений, которые поселились внутри нас и лишают горизонта жизни, у которой нет конца и ограничений, потому что она связана с жизнью самого Бога, источника всего сущего.

Исповедуем же сегодня веру в Иисуса, говоря Ему: «Воистину Ты Сын Божий!», потому что, глядя на Тебя, я открываю свою сущность как сына или дочери Отца.

 

О. Виктор Жук SJ 

Изображение: Rebecca Brogan