Ин 1, 35-42
В то время: Стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви — что значит: «учитель», — где живёшь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна о Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос». И привёл его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: «камень» (Пётр).
Слово Божье и наша реальность
Первая встреча Иисуса с будущими учениками на реке Иордан – один из моих любимых эпизодов Евангелия. Иоанн, будущий евангелист, который очевидно является другом Андрея, хотя не называет себя по имени, рассказывает о начале своего приключения с Иисусом, изменившего всю его жизнь. Я услышал этот отрывок от иезуита, который принял меня в качестве кандидата в Общество Иисуса, приглашая меня «пойти и увидеть» – так, как Христос говорит Андрею и другому ученику, и в результате я «пробыл у Него тот день» и пребываю по сей день. Начало всегда имеет особое значение в любом деле, остается в памяти, напоминает о том, почему мы оказались сегодня там, где мы есть. Литургия предлагает нам этот евангельский эпизод в начале нового года, чтобы дать нам возможность вспомнить начало нашего приключения веры, нашу встречу с Господом.
Сегодняшний отрывок очень подходит для того, чтобы молиться над ним, стараясь представить евангельское событие и стать его участником: увидеть место и присутствующих людей, услышать их слова, попытаться почувствовать то, что они чувствуют… Этот отрывок часто предлагается участникам игнатианских реколлекций именно для того, чтобы позволить верующим пережить такую личную молитвенную встречу с Иисусом, возвращаясь к истокам. Согласно игнатианскому «созерцательному» методу, нужно попытаться «оживить» событие в своем воображении, обращая внимание на детали сцены. И здесь может возникнуть желание услышать от евангелиста подробности того, как все происходило, тем более что он сам был там… Удивительно, что Иоанн, который в других отрывках иногда упоминает даже мелкие детали (например, траву в Ин 6, 10), полностью умалчивает здесь о том, как выглядело продолжение первого дня, который он провел с Иисусом. Может показаться, что Иоанн специально дразнит нас таким образом, не раскрывая «самого интересного»… Но, я думаю, дело в другом. Евангелист специально не сообщает подробностей (и даже не упоминает имя «второго ученика»!), потому что хочет, чтобы мы сами восполнили пробел в сюжете: это пространство, где мы приглашены рассказать историю нашей встречи с Иисусом.
Я много раз «созерцал» эту сцену в игнатианском духе, и каждый раз она представлялась по-разному. Поделюсь, как на недавних реколлекциях я с радостью «получил» этот любимый отрывок от сопровождающего иезуита и просил Святого Духа о руководстве, чтобы глубоко пережить его в молитве. И вот, когда я пытался представить себе, что это за место, куда Иисус повел Своих первых учеников, я внезапно увидел … дом моей общины и место работы. Со всей ясностью мне открылось, что Господь хочет встретить меня в моих повседневных обязанностях, действиях, встречах с другими людьми… Не хочу сказать, что то, чем делюсь, – универсальное толкование Евангелия. Слово Божье, которому мы готовимся выразить особое почтение в следующее воскресенье, на самом деле является «открытым текстом», который мы «дописываем», когда стремимся применить его к нашей жизни: позволить ему войти в нашу реальность; увидеть себя в качестве активных участников истории спасения, о которой говорится в Писании.
Сегодняшнее первое чтение на примере Самуила показывает, что человек постепенно учится слышать слово, с которым обращается к нему Бог, и для его распознания не лишним будет помощник. Наше приключение с Господом чаще всего – путь непростой и нелегкий; бывают моменты, когда вещи, о которых мы читаем в Писаниях, кажутся далекими от нашей реальности, а наша повседневность – совсем не «совместимой», сопоставимой с тем, о чем говорят священные тексты. Но Бог не перестает мягко призывать человека по имени и ждать ответа: Он постоянно обращается к нам через симфонию, состоящую из библейских историй, внешних событий и того голоса, который мы называем совестью. Пусть Господь даст каждому из нас горячее желание, чтобы «не осталось ни одного из слов Его неисполнившимся», но было принято нами как Слово жизни.
«Чего ищете?»
«Чего ищете?» – спрашивает Иисус своих будущих апостолов (так более точно звучит перевод греческого оригинала): это первые слова Христа в Евангелии от Иоанна, и в свете сказанного выше это также первый вопрос, который Господь задает и нам. На самом деле это непростой вопрос, хотя нам часто довольно легко сказать, чего мы хотим в данный момент на неком «бытовом», поверхностном уровне: комфорта, безопасности, удовольствия, покоя… счастья, в конце концов. Но для каждого из этих ответов есть следующий вопрос: «А что дальше?..» Иначе говоря, действительно ли в этом смысл твоей жизни? Ответ Андрея и другого ученика – хоть и звучит как будто невпопад, словно вопрос Учителя застал их врасплох – все же говорит о том, что является глубочайшим желанием человеческого сердца: быть с тем, Кто есть Путь, Истина и Жизнь. В конце Евангелия от Иоанна подобный вопрос будет адресован Марии Магдалине: «Кого ищешь?» Магдалина ищет тело умершего Учителя, а находит воскресшего Христа. Евангелие – это не история про некоего героя, который остался в далеком прошлом, а живое свидетельство о воскресшем Господе. Хотя мы уже – слава Богу – встретили Его в нашей жизни, но снова и снова, каждый день наше сердце ищет и стремится к Нему, потому что Он всегда открывает нам что-то новое, ведя нас к полноте жизни в единении (communio) с Ним, Отцом и Духом. Каждый день Он приглашает нас «пойти и увидеть» не палестинскую деревню первого века, а наши города, делясь с Ним своими устремлениями, заботами, трудностями и в то же время прислушиваясь к Его желанию касательно этого мира. Так же, как на Петра, Иисус смотрит на нас взглядом любви, видя нашу истинную красоту и называя настоящим именем. Через эту живую связь веры с Ним Господь делает нас храмом Святого Духа, как напоминает нам сегодня апостол Павел: наше тело становится источником песни хвалы и прославления Бога, наполняясь таким образом радостью. Услышим же сегодня зов в своем сердце и последуем желанию искать нашего Брата, Учителя и Друга, который единственный знает путь к полноте жизни в Боге. Аминь.
О. Виктор Жук SJ
Свежие комментарии