Третья картина триптиха «Иезуиты и искусство» венчает работу Рауля Берсосы для Центра искусств Антинори в Тампе. 

На этот раз в центре композиции находится святой Петр Фавр один из первых товарищей Игнатия Лойолы. Они познакомились в Париже, где вместе проживали во время обучения. Из будущих отцов-основателей Общества Иисуса именно Петр Фавр стал первым священником и он отслужил мессу в часовне на Монмартре в судьбоносный день, который положил начало будущему ордену иезуитов. Над Фавром изображена монстранция, созданная между 1700 и 1707 годами Хосе Галасом для иезуитской церкви святого Игнатия в столице Колумбии – Боготе. Данная монстранция известна под названием «Лечуга» (исп. – «салат»): она выполнена из золота, украшена множеством драгоценных камней и является шедевром искусства барокко.

Также на картине изображены:

Иеронимо Надаль, вступивший в орден в 1545, одна из ключевых фигур первых десятилетий существования Общества Иисуса. В руках он держит перо и Библию, названную его именем (Biblia Natalis). Это издание Евангелия характеризируется гравюрами, иллюстрирующими Тайны жизни Христа, оно помогало ученикам иезуитских школ в выполнении их личной молитвы и духовных упражнений.

Джузеппе Кастильоне, который получил образование в Италии у Андреа Поццо и был любимым художником трех императоров. Он первым гармонизировал китайские и европейские живописные техники. Джузеппе пишет портрет императора Цяньлуна – шестого императора династии Цин в Китае.

Среди деятелей и покровителей искусств, связанных с Обществом Иисуса, изображенных на последней части триптиха, можно выделить кардинала Алессандро Фарнезе, умершего в Риме в возрасте 68 лет и похороненного перед главным алтарем Иль-Джезу, соборной церкви ордена иезуитов. Именно кардинал Фарнезе поручил Джакомо да Виньоле спроектировать и построить церковь.

Мигель де Сервантес, написавший роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (вторую по количеству переводов книг в мире после Библии), с 7 до 17 лет (1554-1564) посещал иезуитские школы грамматики и гуманитарных наук в Кордове и Севилье. Рядом с Сервантесом изображен его главный герой – Дон Кихот. В юности одним из учителей Сервантеса был отец Асеведо, прививший ему любовь к театру. Устами Дон Кихота Сервантес признается, что «с детства не спускал глаз с фарса».

Также на картине появляется Уильям Шекспир, находившийся под влиянием святых английских иезуитов Эдмунда Кампиона и Роберта Саутвелла, на их творчество он ссылается в «Венецианском купце», «Ромео и Джульетте», «Гамлете» и «Короле Лир». 

Ученики школы, при которой расположен Центр искусств Антинори в Тампе, также присутствуют на картине, в этот раз в качестве главных действующих лиц спектакля.

Источник: Los jesuitas y las artes III

Другие части триптиха: (I), (II)