Осенью прошлого года миссия НАСА OSIRIS-REx доставила на Землю образцы астероида Бенну. Вскоре после этого агентство провело пресс-конференцию, на которой объявило о первых результатах изучения полученных образцов. В новостях основное внимание уделялось химическому составу образцов, богатых углеродом и водой.

В озвученных результатах не было ничего удивительного, так как именно эти химические вещества ученые и ожидали обнаружить. Дело в том, что мы можем знать о химическом составе удаленных космических объектов благодаря спектральному анализу, сделанному здесь, на Земле.

Интересно, что пионером в области изучения химического состава звезд и планет с помощью спектрального анализа является итальянский иезуит Анджело Секки. Свои наблюдения в середине XIX века он проводил из обсерватории на вершине церкви Сант-Иньяцио в Риме. В открытой для посетителей части Ватиканской обсерватории в Кастель-Гандольфо есть модель этой обсерватории, изготовленная ее сотрудником братом Бобом Маке SJ.

Слева: модель обсерватории Анджело Секки на вершине церкви Сант-Иньяцио в Риме.
Справа: Боб Маке в чистой комнате OSIRIS-REx в Космическом центре имени Линдона Джонсона НАСА во время установки своего пикнометра.

Брат Маке мастерит различные вещи как в качестве хобби, так и в качестве куратора метеоритной коллекции Ватикана. Совсем недавно он установил одно из своих изделий – пикнометр – в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне для измерения плотности и пористости образцов Бенну.

Больше всего его впечатлило в образцах с астероида не то, что камни полны воды и углерода, а то, что это действительно камни! Физическое воздействие, с которым они столкнулись – сначала во время забора образцов с поверхности Бенну, а затем во время падения капсулы в пустыне Юты, могло превратить эти образцы в кучу пыли.

НАСА пригласило брата Маке для проведения измерений, потому что он является ведущим мировым экспертом в этой области. Работа в Ватиканской обсерватории имеет определенные преимущества, которыми не может похвастаться ни одна другая лаборатория на Земле: сочетание большой коллекции метеоритов и времени для совершенствования методов измерения их физических свойств, недоступное тем, кто живет на трехлетние государственные гранты.

О разнице между изучением метеоритов и образцов, полученных с Бенну, рассказывает брат Маке:

«Миссия по возвращению образцов, такая как OSIRIS-REx, предоставляет бесценный материал для изучения астероидов и ранней Солнечной системы. В отличие от метеоритов (большая часть которых также происходит от астероидов)… мы точно знаем, откуда они взялись. Кроме того, в отличие от метеоритов, возвращенные образцы не были изменены в результате сильного и разрушительного процесса нагрева и абляции при входе в атмосферу Земли. Они настолько первозданны, насколько это возможно. Более того, они позволяют сравнивать реальную поверхность астероида (благодаря оригинальным образцам) с данными, которые мы получаем в результате спектроскопии астероидов и других наблюдений с Земли, выполненных в обсерваториях, являющихся современными преемниками обсерватории Секки.

Быть приглашенным для работы над проектом OSIRIS-REx – большая честь для меня. И что еще более важно, я смог увидеть полученные образцы собственными глазами. Фотографии – это, безусловно, хорошо, но просто потрясающе было увидеть образцы вживую».

Создание такой обширной коллекции метеоритов было бы невозможно без пожертвований коллекционеров, посредников, друзей и спонсоров, поэтому мы хотим от всего сердца поблагодарить Ватикан и наших друзей по всему миру. Благодаря этой поддержке Ватиканская обсерватория играет теперь важную роль в миссии OSIRIS-REx.

По материалам: Why did Jesuit Bob Macke measure the asteroid Bennu? — LA CIVILTÀ CATTOLICA

Изображение: астероид Бенну