В прошлый раз мы говорили о важности сообщества в жизни человека вообще и христианина в частности. Учитывая общественную натуру триединого Бога, христианин, который отрицает важность принадлежности общине, лишает себя шанса на познание Бога.
Услышав этот аргумент, возможно, ты скажешь: «Пожалуй, имеет смысл присоединиться к сообществу, но чем ваше лучше, чем любое другое? Разве не все они одинаковые? Имеет ли значение то, во что я верю?»
И здесь, несмотря на то, что я всем сердцем поддерживаю межконфессиональные отношения и экуменизм, я бы сказал, что это имеет значение. Начнем с христианства.
Какая разница? Начнем с того, что, христиане имеют определенное представление о Боге, которое отличается от других мировых религий. Мы верим в Бога, являющегося личностью. Такой Бог не безразличен по отношению к нам и провиденциально участвует в нашей истории (или как мы ее называем «истории спасения»). В «Духовных упражнениях», в которых представлена программа четырехнедельных реколлекций для размышления над жизнью Христа, святой Игнатий предлагает нам начать с истоков жизни Иисуса. В самом начале он просит нас представить Троицу – Отца, Сына и Святого Духа – смотрящую вниз на землю и видящую нужды каждого человека. Троица видит, как люди рождаются и умирают, болеют и выздоравливают, смеются и плачут, но в целом нуждаются в помощи. И по этой причине Троица решает послать к нам Второе Лицо, Иисуса Христа.
В базилике Рождества Христова в Вифлееме есть одна интересная архитектурная особенность: довольно необычный вход. Первоначально он был огромным, настолько большим, что человек мог въехать в него верхом на лошади. Затем из-за последующих набегов, чтобы затруднить вход, дверной проем был заблокирован, и сегодня его высота составляет всего около 120 см. Таким образом обычный человек может войти в него только склонив голову. Отсюда название входа – «Врата смирения».
Эти врата обычно связывают с нашим смирением, но я считаю, что отчасти они также касаются смирения Бога, решившего стать человеком, одним из нас, полюбив нас без остатка. Таким образом, это не какой-то апатичный, далекий Бог.
Итак, в наших размышлениях о христианстве мы пришли к личности Иисуса. И в этом нет ничего удивительного, поскольку христианская религия, в конце концов, – это не набор правил или философских и теологических положений. И она совершенно точно не заинтересована в споре с другой религией о том, какая из них лучше. Нет, речь идет о личности – Иисусе. Очень важно иметь правила и положения: они нужны любой человеческой организации для существования. Можно ли вообще себе представить жизнь в обществе без правил? Даже Всемирный день молодежи, который мы уже не раз вспоминали, имеет свои правила. Таким образом, жизнь в обществе без морального кодекса невозможна. Но, в конечном итоге, наша вера – это не набор законов, а встреча с личностью: Иисусом Христом. Он приглашает познакомиться с Ним поближе и следовать за Ним. Не просто поклоняться Ему, о чем Он, кстати, никогда не просил, а следовать за Ним.
Автор: Джеймс Мартин SJ
Источник: James Martin, S.J.: ‘Does God exist?’ and other FAQs about faith and religion | America Magazine
Изображение: «Врата смирения», базилика Рождества Христова в Вифлееме
Свежие комментарии