Начало 17 века не было многообещающим для Венгерского королевства и для католичества в частности. Венгрия была разделена на три части: Оттоманская империя занимала одну треть; Трансильвания стала независимым княжеством; королевству принадлежали земли на западе страны и нынешняя Словакия. Протестанты, составлявшие большинство населения, были враждебно настроены по отношению к возрождающейся Католической Церкви и использовали все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы приостановить этот процесс. Габор Бетлен, князь Трансильвании, протестант, воспользовался трудностями, созданными Тридцатилетней войной и в 1619 году захватил значительную часть земель, принадлежавших королевству. Именно во время этой кампании имело место мученичество троих католических священников в словацком городе Кошице.
Никто из них не оставил после себя записей, подлинность которых была бы с точностью установлена. Факты, позволяющие составить представление об их духовности, сводятся к тому, что они с ранней юности принадлежали к братству Богоматери, четыре или пять лет провели в священническом служении и умерли мученической смертью за католическую веру. Папа св. Пий X в своем бреве по случаю их беатификации, обобщает их духовность отрывком из Послания св. Павла: «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп 1,29).
Самый молодой из всех троих, Марко Крижевчанин (Marko Križevčanin, 1589-1619) – эстергомский каноник, которому было 30 или 31 год, родился в Загребской епархии. Он был воспитанником иезуитов в Вене и Риме и близким другом отцов-иезуитов Гродецкого и Понграца, с которыми вместе ему предстояло встретить мученическую смерть.
О. Мельхиор Гродецкий (Melichar Grodecký, 1584-1619) родился в Силезии, в семье польского происхождения; мученическую смерть он принял в возрасте 35 или 36 лет. Как и будущий каноник, он был воспитанником иезуитской коллегии в Вене. Он поступил в новициат Общества Иисуса в возрасте 19 лет, и именно здесь познакомился с о. Понграцем. Он учился в Праге и остался здесь до начала своего служения. Он предпочитал полемику и казуистику спекулятивному богословию и любил музыку. Его служение заключалось в обучении мальчиков из бедных семей и проповеди. Обстоятельства тех времен помешали ему закончить третий год пробации: после месячных духовных упражнений в декабре 1618 года его отправили в Кошице в качестве духовного наставника чешских и немецких католиков. Он принес свои последние обеты менее чем за три месяца до смерти.
О. Штефан Понграц (Štefan Pongrác, 1582-1619) был годом старше о. Гродецкого. Он был родом из благородной венгерской семьи, родился и получил образование в княжестве Трансильвания. Иезуитская коллегия в Клуже, в современной Румынии, переживала трудные времена, которые оказались, однако, полезными с точки зрения апостольского служения. Окончив школу, Штефан поступил в новициат Общества Иисуса. Первые годы своей монашеской подготовки он провел в Богемии, а после отправился в Австрию, где изучал богословие и где проявился его блистательный ум. После рукоположения он вернулся в Венгрию, где стал префектом по учебе в коллегии в Гуменне, в Словакии. Он был также очень талантливым проповедником. Венгерский пастор-кальвинист в Кошице, который также был выдающимся проповедником, жаловался, говоря о Штефане: «Пока жив этот иезуит, реформированная Церковь не может надеяться на покой».
Когда войска князя Бетлена приближались к Кошице, о. Понграц направился из пригорода в город, чтобы присоединиться к двум другим священникам и поддержать горожан-католиков.
Командующий Дьёрдь Ракоци приблизился к Кошице со своими отрядами 3 сентября. Очутившись в городе, они схватили троих священников и посадили их под арест в королевском дворце, где все трое жили, лишив их на три дня еды и питья. Пытками их хотели заставить отказаться от католичества и принять кальвинистскую веру. Усилия мучителей оказались тщетными и тогда они решили убить священников. После совершения злодеяния кальвинисты бросили все три тела в сточный колодец.
Даже горожане-протестанты признали с некоторым испугом, что священники не заслуживали столь варварского обхождения. Весть об их мученичестве быстро распространилась и поразила всю страну. Но князь Бетлен предпочел пренебречь просьбами множества католиков – устроить мученикам достойные похороны. Он упорствовал в своем отказе в течение шести месяцев, пока на обеде, устроенном Бетленом в честь пфальцграфа королевства в том самом дворце, где умерли мученики, он не пригласил жену пфальцграфа, графиню Каталин Палфи, на танец, а та приняла это приглашение лишь с тем условием, что ей будет позволено похоронить троих мучеников подобающим образом. Кардинал Пазмань, который за несколько лет до этого назначил молодого Крижевчанина каноником Эстергома, проводил каноническое расследование и от лица местной иерархии попросил у Папы Урбана VIII разрешение публично почитать трех мучеников.
2 июля 1995 г. мученики были канонизированы. Папа Иоанн Павел II во время канонизации отметил, что мученики были и с той, и с другой стороны, отдав дань уважения и «многим людям, принадлежавшим другим христианским конфессиям, которые стали жертвами пыток и суровых приговоров».
В эпоху, которая очень сильно отличалась от нашей, святые мученики из Кошице стали поборниками того, что сегодня мы называем экуменизмом. Они трудились и принесли себя в жертву ради мира между соперничающими христианскими вероисповеданиями и народами придунайских государств.
Изображение: алтарь трех кошицких мучеников, Собор Святой Елизаветы Венгерской (Кошице)
Свежие комментарии