Я трезв уже порядка двух лет. Это не вся моя история с алкоголем – и, поверьте, в ней мало чего назидательного. Достаточно лишь заметить, что я был так называемым «функциональным алкоголиком».  Именно по этой причине мне потребовалось немало времени для признания своего нездорового отношения к алкоголю. Несмотря на помощь извне, из-за алкоголя я оказывался в самых разных межличностных проблемах. Я чувствовал себя несчастным на протяжении последних трех лет алкоголизма. 

Я бросил пить в последний семестр своего “магистерия” – этапа формации иезуитов, когда мы работаем в учебных заведениях Ордена. Мой последний запой привел к осознанию того, чем закончится эта история с алкоголем. Если бы я продолжил пить, мне пришлось бы оставить иезуитов и я скатывался бы всё дальше в пропасть. В этот «момент просветления» я понял, что мне нужно бросить пить, чтобы выжить. Однако я не знал, что делать и к кому обратиться за помощью. Я испытывал колоссальный стыд, боясь, что мои настоятели меня несправедливо осудят. Тем не менее, я набрался смелости и попросил помощи у другого иезуита, которого знал. С его поддержкой я смог закончить магистерий трезвым. 

Я был трезв на протяжении трех месяцев, когда прибыл в общину иезуитов, изучающих богословие. Это заключительный этап формации перед рукоположением. Я рассказал своему настоятелю, священнику-иезуиту, о своей борьбе с алкоголем. Он с состраданием выслушал мою историю, и я  не почувствовал никакого осуждения с его стороны. Желая помочь , он порекомендовал мне связаться с Анонимными Алкоголиками. 

Я приветствовал идею пойти в группу АА, потому что знал, что не смогу оставаться трезвым, полагаясь исключительно на свои силы. Когда я пил, несколько раз  в течение примерно месяца мне удавалось оставаться трезвым. Когда же эти периодызаканчивались, я еще сильнее пил, чтобы наверстать упущенное. Трезвость – путь, которым я не смог бы идти в одиночку.

Трезвость – не тот путь, по которому я смог бы пройти в одиночку.

Мне было необходимо сообщество людей, преданных идее трезвости. Приход в АА был актом веры. Я не знал, чего ожидать. Поначалу было неловко, отчасти из-за стереотипов,почерпнутых из виденных мной фильмов. Но слушая опыт других людей, даже радикально отличающийся от моего собственного, я стал яснее  видеть  свое злоупотребление алкоголем. В конце концов, совместными усилиями с другими членами сообщества АА, я начал делиться своим собственным опытом, чтобы дать другим силу и надежду. Я шесть месяцев служил секретарем своей домашней группы, а также помог организовать онлайн-встречи АА. Сообщество давало мне силы, чтобы продолжать возвращаться. 

Анонимные Алкоголики представляют собой не просто сообщество, а духовную программу. Первым шагом является отказ от алкоголя. Затем надо работать над дефектами характера. Мало бросить пить, самому пьющему важно измениться. Это достигается с помощью работы по программе Двенадцать шагов. 

Первые шаги заставили меня задаться вопросом личного восприятия образа Бога и своего отношения к Нему. В посвященной Богу жизни присутствует соблазн воспринимать отношения с Богом как нечто должное. На протяжении моего алкоголизма я держал Бога на расстоянии, находя множество причин для оправдания своего поведения.

Я чувствовал, что алкоголизм расходится с моим путем иезуита. Я боялся осуждения. Однако уязвимость –  противоядие от стыда.

Я также обнаружил, что простого самоанализа недостаточно для изменения. Я говорил себе, что пил из-за своего воспитания или других жизненных испытаний. Но вместо того, чтоб меняться, я использовал свои знания для того, чтобы оставаться прежним. Тяжело отказаться от привычки, даже если она причиняет боль. 

Обиды препятствуют поддержанию трезвости. В рамках своего выздоровления я сделал «моральную инвентаризацию», то есть составил список своих обид и участия в них. Это помогло мне понять, как я реагирую на то, что меня расстраивает. Я также научился прощать других и себя. Когда я работаю по шагам, я обращаюсь к недостаткам своего характера и стремлюсь не только к физической, но и эмоциональной трезвости. 

Спустя несколько месяцев с начала выздоровления,, я еженедельно посещал несколько собраний недалеко от места проживания. Однако изоляция прервала это. С другой стороны, в некотором смысле, пандемия стала благословлением для программ выздоровления. Онлайн-встречи позволяют мне общаться с людьми со всего мира. Мы могли поддержать друг друга, преодолев пандемию без возврата к алкоголю. Более того, многие принципы Двенадцати шагов помогли мне справиться с ощущением потери контроля, пришедшим вместе с пандемией. Эта программа учит меня со смирением принимать то, что я не могу изменить и доверять Богу.

Трезвость – постоянное путешествие. Мне удалось встретить других выздоравливающих иезуитов в сообществе АА, и мы регулярно собираемся вместе для взаимной поддержки. Воистину, противоположность зависимости – поддержка. Стыд – одна из причин, из-за которой я не обращался за поддержкой раньше .  Я ощущал, что мой алкоголизм противоречит пути иезуита. Я боялся осуждения в случае, если обращусь за помощью. Однако уязвимость – противоядие от стыда. Чтобы избавиться от алкоголизма, пришлось избавиться от этого стыда, поделившись своей историей и выслушав других. Сегодня я могу сказать, что участие в группе «Двенадцати шагов» спасло мое призвание и жизнь. 

Перевод Вероники Ржеутской

Источник: www.americamagazine.org