Ин 17, 1-11a

В то время: Иисус возвёл очи Свои на небо и сказал: Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё. Ныне уразумели они, что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть. Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшёл от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И всё Моё Твоё, и Твоё Моё; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду.

Иисус – наш заступник

После литургического празднования Вознесения Господня сегодня Слово Божье открывает нам перспективу того, что происходит дальше. В первом чтении мы видим, как апостолы вместе с Марией, Матерью Иисуса, по наставлению Господа в молитве ожидают обещанного дара Святого Духа. В Евангелии, хотя мы снова возвращаемся в момент Тайной Вечери, в словах Иисуса мы слышим о славе Божьей, в которой Он пребывает после Воскресения и возвращения к Отцу.

В то же время там, в горнице, Иисус просит за учеников перед Отцом – и это то, что Он постоянно делает как наш живой и вечный Заступник.

Вся 17-я глава четвертого Евангелия – это молитва Иисуса Отцу, которая фокусируется на кульминации Его миссии – победе над смертью через Его собственную смерть; и в то же время это просьба за учеников всех времен и народов (не только собравшихся в горнице), – за всех тех, за кого Иисус отдает Свою жизнь. Знать, что я близок/близка Сердцу Иисуса, что Господь Иисус представляет мои дела перед Богом Отцом и всеми силами хочет помочь мне обрести настоящую жизнь, – не это ли источник великой радости, утешения и надежды для каждого из нас?

Слава Божья и земная

Продолжая размышлять над молитвой Господа Иисуса, мы лучше поймем, в чем суть этой надежды и утешения для нас. В сегодняшнем отрывке Иисус несколько раз повторяет слова «слава» и «прославлять», говоря об отношениях между Отцом и Сыном. Это слова, которые мы часто встречаем в литургии и вообще в религиозном языке. Интуитивно, мы, вероятно, без труда понимаем, о чем здесь речь: мы прославляем Бога за Его величие, за Его дары нам, за Его спасительное действие. Это прославление близкое к благодарности, в котором мы уделяем больше внимания не дарам, а их источнику, самому Богу, и таким образом оно «очищает» наши отношения с Богом от излишнего прагматизма, от сосредоточенности на наших нуждах (и за что, следует надеяться, благодарим). Впрочем, мы хорошо знакомы с похвалой также в нашей повседневной жизни: родители отдают должное детям, учителя – ученикам и т.д., когда их хвалят за хорошее поведение и успехи (но мы также знаем, как важно, чтобы дети чувствовали, что они любимы безоговорочно, даже без «заслуг», что их любят не только за их результаты).

С другой стороны, Писание предупреждает, что опасно гнаться любой ценой за человеческой похвалой и земной славой.

Иисус решительно отвергает дьявола, который предлагает Ему «все царства мира и славу их» (ср. Мф 4, 8-10).

Углубившись в слова Иисуса, мы попытаемся лучше понять суть «хвалы» и «славы» согласно Божьей истине. Интересно, что в лексиконе Ветхого Завета «слава» связывается с «весом», с понятием тяжести. Та персона или вещь является «славной», то есть весомой, которая имеет большее значение, «вес». Таким образом, Бог являет Свою славу, когда делает что-то важное для Своего народа: например, в истории дара манны небесной в пустыне народ Израиля видит «славу Божью» (Исход 16, 10). Человек сталкивается с чем-то загадочным, что превосходит его понимание и возможности, и в то же время привлекает своим величием. Божье величие и слава также видны в чудесно созданной вселенной, многие псалмы посвящены восхвалению Бога за красоту всего, что существует (и в наше время, благодаря новым открытиям в науке, мы можем еще более восхищаться Божьим замыслом …) Следует помнить, что сам Господь Иисус молился словами гимнов еврейских Писаний, восхваляя Бога за красоту творения и за чудеса Божьего величия в истории Израиля. 

Бог Отец, прославленный в Иисусе

Но Иисус своей жизнью и деятельностью, и в еще большей степени победой над смертью через Свою собственную смерть и воскресение, явил славу Божью совершенно особым образом. Согласно пасхальной литургии Церкви, «дело искупления – более великое, чем дело творения».

Бог в Своей непостижимой любви пришел искать потерянного человека, чтобы не только восстановить нас в нашем первоначальном достоинстве, но и открыть путь для участия в Его славе!

Именно так говорит Иисус: «Я прославился в них» и просит Отца, чтобы сияние Его славы, величия и красоты продолжало проявляться в нас через нашу жизнь в Нем. Подобно тому, как Иисус прославился благодаря прославлению Отца своей жизнью, так и мы обретаем нашу «славу», истинное достоинство, когда прославляем Бога своей жизнью. Когда мы молимся: «Отче наш… да святится имя Твое», – это еще один способ просить Бога о Его прославлении. Как это происходит? – «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного», – учит Христос (Мф 5, 16).

Слава Отца в нас, Его детях

Именно поэтому св. Ириней, Отец Церкви, говорит: «Слава Божья – живой человек», имея в виду истинную – Божию – жизнь. У каждого из нас есть возможность уникальным образом раскрыть неповторимые черты Божьей славы, поскольку мы все – уникальные дети Отца, хотя, конечно, у нас много общего с другими нашими братьями и сестрами, и мы призваны сотрудничать с ними. Но прежде всего мы призваны сотрудничать с даром жизни и любви Бога, без которых мы не можем принести в этот мир ничего прекрасного и драгоценного.

Господь Иисус в сегодняшнем Евангелии раскрывает смысл Своей жизни: он не в том, чтобы искать своего, чтобы стремиться к собственному прославлению, но в том, чтобы прославлять Отца и таким образом обрести истинную славу.

Это пасхальный парадокс жизни: чем больше мы «теряем себя», чем больше мы выходим за пределы своих собственных интересов, тем больше мы находим смысла и радости. Св. Игнатий Лойола после своего обращения сделал своим девизом слова «к вящей славе Божией», потому что верил, что даже скромные усилия, сделанные с чистым сердцем и намерением, действительно приумножают Божью славу в этом мире и строят Царство Божие. Святой Дух, которого по примеру апостолов и Божьей Матери в эти дни мы ожидаем с желанием и надеждой, ведет все творение к окончательному прославлению в Боге. Пусть Дух наполняет нас верой и желанием прославлять Бога нашей жизнью и оказаться в Его славе.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь! 

О. Виктор Жук SJ

Фото: Виталий Полиневский