Нынешний литургический год складывается таким образом, что едва затихли рождественские песни, как вот-вот готов раздастся призыв к великопостному обращению, и уже подготовлен пепел для посыпания голов верующих. В Пепельную среду 2019 года Папа Франциск сравнил Великий пост с «будильником для души». Но к какому пробуждению он нас готовит? Чтобы стать еще более активными? Напротив, по мнению Папы, во время Великого поста важно остановиться, отгородиться от привычной суеты и сфокусироваться на том, что действительно важно, напомнив себе о цели: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь. Ко Мне. Именно Господь является целью нашего земного путешествия. Направление должно вести к Нему». Именно по этой причине в качестве духовного упражнения Великого поста мы предлагаем «проверить курс», которым мы движемся в жизни. Иначе говоря, провести испытание совести, а именно – игнатианское. И не одно, а как минимум шесть, в которых будут затронуты различные стороны духовной и эмоциональной жизни, взаимоотношения с Богом, отношение к жизни, планы на будущее и т. д.

Во время первой недели Великого поста вы сможете прочитать (и прослушать) более подробное введение, объясняющее суть и метод игнатианского испытания совести, а также его отличие от испытания совести перед исповедью.

Затем будут появляться еженедельные тематические испытания совести, а аудиоверсия каждого из них поможет совершать их лично, как призывает о. Марк Тибодо SJ, автор книги «Переосмысление игнатианского испытания совести» (Mark Thibodeaux SJ, «Reimagining the Ignatian Examen»), снискавшей большую популярность. На материалы этой книги, которые подготовила Тереса ​​Климович, мы и будем опираться.

Св. Игнатий Лойола задумал ежедневное испытание совести (Examen) как очень доступную молитву, которую можно совершать в любое время, обозревая свое недавнее прошлое, чтобы найти Бога и Его благодать во всем происходящем. Святой Игнатий сказал бы, что такой «экзамен» должен быть самым важным моментом дня, так как он может изменить любой другой, последующий, момент жизни и направить нас к Богу, нашей единственной и конечной цели.

***

Введение

Святой Игнатий Лойола был не только основателем ордена иезуитов, но и духовным учителем и великим мистиком. Он был твердо убежден, что молитвенное упражнение, которое он называл «экзаменом» (а мы теперь называем отчетом, испытанием, просмотром), – должно стать самыми важными 15 минутами в течение дня – и каждый день. Почему? Отец-иезуит Марк Тибодо, написавший книгу об игнатианском испытании совести и разнообразных его вариантах, объясняет его важность следующим образом: «Святой Павел призывает нас “непрестанно молиться” (1 Фес 5, 17). Я познал, что чем ближе я становлюсь ко Христу, тем сильнее я хочу быть с Ним постоянно, всегда. Это не значит, что я хочу все время преклонять колени в храме или сидеть в своем кресле, которым пользуюсь во время молитвы. Мне нравится круговорот моей жизни, обычная человеческая активность. Я жажду, чтобы Христос был частью всех моих приключений, каждую минуту каждого дня. Вера говорит мне, что Бог есть везде и всегда, независимо от того осознаю я это или нет. Но я хочу это осознавать! Хочу ощущать Его присутствие, делиться с Ним мельчайшими подробностями жизни, радостями и глупостями, красотой момента и своими неудачами…» Вот почему эта молитва так важна и эффективна.

Игнатианское испытание совести часто путают с испытанием совести перед исповедью. Они схожи тем, что оба призывают человека оглянуться на свою жизнь. Однако эти молитвенные упражнения имеют разные цели. Испытание совести перед исповедью готовит человека к исповеданию грехов и раскаянию, к просьбе о Божьем прощении. Другими словами, мы посвящаем время анализу своего греховного поведения в прошлом. А игнатианское испытание совести или просмотр сознания, хотя и включает в себя размышление о грехах и просьбу о прощении, но все же охватывает гораздо больше аспектов: оно соединяет нас с Богом, дает новый взгляд на события, вдохновляет нас на прославление Бога, открывает истину не только о грехе, но и о милосердии и любви Божией, учит отличать добрые вдохновения от злых, находить истинные мотивы своего поведения, видеть лучшие варианты будущего. Список можно продолжать очень долго. Однако гораздо лучше практиковать, чем слушать об этой молитве. Позвольте мне сегодня в качестве введения дать вам несколько полезных советов.

  1. Первый касается времени. Это не обязательно должен быть вечер. Возможно, утренний или обеденный перерыв окажется для вас более удобным временем. Святой Игнатий советует тратить на просмотр не более 15 минут. Вы можете установить будильник или таймер, чтобы «принудительно» ограничивать себя. Игнатианское испытание совести не ставит себе целью глубокое и напряженное исследование. Оно задумано как своевременная короткая проверка «курса», по которому мы идем, чтобы напомнить себе о присутствии Бога и лучше отвечать на Его призыв. Другими словами, это беглый просмотр, позволяющий выявить проблему для последующего более глубокого исследования и исправления в более продолжительной молитве и других духовных упражнениях. Однако это не означает, что во время такой испытания не происходит ничего важного.
  2. Второй совет – старайтесь совершать испытание самостоятельно, взяв аудиозаписи, которые мы предложим позже, лишь в качестве примера и хорошего совета – а не схемы, которую нельзя нарушить. Иногда в сердце царит благодарность, радость, иногда – печаль, беспомощность, отчаяние. Иногда нам необходимо просто побыть в присутствии Бога, вверяя Ему свое состояние или сложное дело, завтрашний трудный разговор… В соответствии со своим состоянием нам следует останавливаться на тех моментах, которые больше трогают наше сердце.
  3. Записи в духовном дневнике. Не обязательно записывать все. Вы можете ограничиться двумя-тремя словами, которые отразят суть опыта. Записи несут тройную пользу:
    • Зная, что в конце испытания я собираюсь что-то записать, я буду более сосредоточенно его проводить, не позволяя своему сознанию слишком далеко отходить от «темы».
    • Записывая какие-то болезненные или ранее неосознанные вещи, я выношу их на свет и поэтому впредь не смогу их игнорировать. Игнатианское испытание совести помогает мне встретиться с реальностью, правдой о себе и – благодаря Божьей любви – принять ее. И услышать, что Бог хочет с этим сделать.
    • Оглядываясь назад, можно проследить, где были мои мысли в последнее время, в каком направлении движется моя духовная жизнь, от чего меня спасает Бог, на что Он обращает внимание, чем одаривает… Можно время от времени делать просмотр недели, месяца, литургического периода (Великого поста, например).
  1. Чрезвычайно важно, чтобы эти 15 минут были временем молитвы. Поскольку Просмотр дня имеет определенную форму, существует опасность, что он может превратиться из молитвы в рутинное упражнение для ума. На самом деле: если ежедневно просто выделять несколько минут на то, чтобы оценить, как прошел день, взвешивая хорошие и плохие моменты, трудности и возможности, то это будет очень мудрой и плодотворной инвестицией времени. Любое руководство по самосовершенствованию или управлению бизнесом скажет вам то же самое. Однако для того, чтобы эта четверть часа стала игнатианским испытанием совести, она должна стать настоящей молитвой, а значит, в центре ее должен быть Бог.
    • В общем, правильнее будет сказать, что просматриваю день не я, а Бог, которого я настойчиво прошу показать мне этот день таким, каким видит его Он. Я стараюсь видеть события и себя – Его глазами. Друг отца Тибодо, автора книги, которую мы будем использовать, рассказал ему, что иногда он просит Бога: «Господь, Ты сделай Просмотр моего дня, а я посмотрю!» и когда он позволяет Богу направлять молитву, открываются вещи, которых он не достиг бы самостоятельно.
    • Подобным образом, молитва подразумевает разговор с Богом, а не с самим собой. Вместо того, чтобы сказать: «Вот, завтра я хочу поработать над тем-то и тем-то», я обращаюсь к Богу: «Господи, я прошу Тебя, помоги мне завтра плодотворно поработать над тем-то и тем-то».
    • Самый важный элемент игнатианского испытания совести – это слушание. Я слушаю голос Божий, ищу Его своим внутренним зрением, Его облик, Его следы. Что Он хочет мне сказать? Как Он смотрит на меня? Хочет выслушать, обнять? Может, предупредить? Или Он молчит и как бы держится издалека? Это важный вопрос, потому что молчание Бога может выглядеть и ощущаться как Его отдаленность. Но наша вера говорит нам, что Бог всегда рядом с нами, Он живет в каждом мгновении нашего существования и в каждой молекуле нашего существа. Зная это, не нужно бояться, что мы не ощущаем Его присутствия. Нам следует просто быть направленными к Нему. Важно не слышать, а иметь открытое сердце, готовое слушать – на случай, если Он захочет что-то сказать. Именно слушание голоса Божьего направляет нас к Нему, независимо от того, говорит Он сегодня или молчит.

Это был последний совет. Остается только напомнить, что в течение следующих шести недель нас ожидают шесть так называемых тематических игнатианских испытаний совести, предложенных о. Марком Тибодо. Все они основываются на традиционном «экзамене», рекомендованном святым Игнатием Лойолой. Поэтому сейчас я вкратце напомню пять шагов, из которых он состоит. Кратко их можно определить так: наслаждение добром, просьба к Святому Духу, просмотр дня, раскаяние в грехах, принятие решения о лучшем завтра. При этом в каждом пункте есть просьба к Богу: «покажи мне, Господи» – дары, ошибки, возможности… Следует помнить, что любое откровение – это великий дар Его благодати.

  1. Я смотрю на Божьи милости и благословения и благодарю, прославляю, вкушаю благость Господню.
  2. Я прошу помощи Духа, чтобы увидеть этот день глазами Бога, распознать правду о себе и принять ее. Без помощи Божией я не смогу реалистично посмотреть на свои темные стороны – реалистично, то есть с точки зрения милосердной Божией любви. Поэтому я прошу Бога наполнить меня Своим Духом. Прошу направлять и вдохновлять мою молитву, и не позволять мне впадать в бесконечные размышления о том, что мне в себе не нравится.
  3. Затем, час за часом, я просматриваю прожитый день. Важные моменты дня оживают в моем воображении, и я останавливаюсь на них; через незначительные события прохожу мимо.
  4. Я сожалею о своих грехах. Остановливаюсь кратко на трудных моментах дня – когда во мне возникла плохая мысль, когда вылетело обидное слово, когда был сделан плохой поступок, к которому я теперь испытываю отвращение и сожаление. Я прошу Бога также показать мне утраченные возможности в результате моей недобросовестности. В каждом случае прошу прощения. И останавливаюсь, чтобы почувствовать Его исцеляющее милосердие, которым Он жаждет окутать меня, очистить и исцелить.
  5. Учитывая все то, что выявилось во время молитвы, я прошу Бога показать мне, в чем именно Он видит для меня наилучшие способы поведения, реакций, решений на завтрашний день… И – что еще более важно – каким человеком Он призывает меня быть завтра? Я принимаю решение быть таким человеком, пытаясь определить какой-то маленький, но конкретный шаг в этом направлении. Прошу Божьей помощи и заканчиваю молитву.

На этом наше введение также завершается. Спасибо за внимание.

Слава Христу!