«Вера и разум – это как бы два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины» (Иоанн Павел II, Энциклика Fides et Ratio).

Гипотеза Большого Взрыва широко известна в популярной мысли как лучшее объяснение возникновения Вселенной. Однако мало кто знает, что эту теорию сформулировал католический священник в конце 1920-х гг. Преподобный монсеньор Жорж Леметр, бельгийский ученый, бросил вызов традиционному мышлению своих коллег, включая Альберта Эйнштейна, и отверг гипотезу статической Вселенной в пользу динамической модели. В ходе своих исследований он столкнулся с нелогичным мышлением, которое противопоставляло веру разуму, а науку — Церкви. Его наследие выходит за рамки космологии и касается самой природы истины.

Жорж Леметр (Georges Lemaître, 1894-1966) родился 17 июля 1894 года в семье Жозефа и Маргариты Леметр из Шарлеруа, Бельгия. Жорж учился в приходской начальной школе, а затем в местной средней школе иезуитов. Жорж распознал свое призвание ближе к окончанию средней школы, причем уникальность его желания заключалась не только в тяге стать священником, но и к работе в качестве ученого-исследователя. К сожалению, финансовые проблемы семьи помешали Жоржу в полной мере заняться реализацией своего призвания. Жорж продолжил образование в Лёвенском университете по инженерной специальности, но также посещал курсы философии. В июле 1913 года Жорж Леметр получил степень бакалавра машиностроения и начал работать горным инженером.

Немецкое вторжение в Бельгию в 1914 году прервало инженерную карьеру Леметра и побудило его вместе с братом Жаком присоединиться к Пятому добровольческому корпусу. Безупречная военная служба Жоржа Леметра принесла ему три награды. Сразу после Первой мировой войны Жорж повторно поступил в Лёвенский университет. Леметр быстро получил степень бакалавра по математике и философии. В 1920 году он защитил докторскую диссертацию по математике с отличием. Несмотря на предложения начать академическую карьеру, Жорж вступил в Maison Saint Rombaut, главную семинарию Малинской архиепархии. На досуге он продолжал интересоваться научной литературой, включая специальную и общую теории относительности. 23 сентября 1923 года Жорж Леметр был рукоположен в священники своим духовным наставником кардиналом Мерсье.

Архиепископ разрешил отцу Леметру продолжать заниматься научной деятельностью, и в 1923 году он отправился в Кембридж, штат Массачусетс, в качестве студента астрономии, по стипендии от бельгийского правительства. Параллельно со своими исследованиями в Гарвардской обсерватории Леметр получил докторскую степень по физике Массачусетского технологического института.

В 1925 году он вернулся в Бельгию, где стал по совместительству лектором в Католическом университете Лёвена. Два года спустя он опубликовал свою новаторскую идею расширяющейся Вселенной.

Интеллектуальный багаж отца Леметра был уникальным. Его образование представляло собой синтез классики, философии и богословия наряду с инженерным делом, математикой и физикой. Возможно, именно эта мощная комбинация позволила его разуму сформулировать столь абстрактную и значимую концепцию, как гипотеза о первичном атоме — его термин для того, что мы сейчас в обиходе называем Большим взрывом.

Теория, которая сейчас широко принята, впервые появилась в 1931 году в одной из академических статей Леметра и являлась в значительной степени  неортодоксальной для того времени. Его первоначальная идея не была связана конкретно с Большим взрывом, но его более поздние исследования были сосредоточены на концепции Вселенной, начинающейся с одного атома.

В мае 1933 года Альберт Эйнштейн должен был прочесть серию лекций в Бельгии. Однако после второй лекции Эйнштейн объявил, что последний семинар будет проводить Леметр, к большому его удивлению. Эйнштейн сказал ученым, что у Леметра «есть интересные вещи, которые он имеет нам рассказать», а после того, как Леметр представил свою теорию,

Альберт Эйнштейн встал и сказал: «Это самое прекрасное и удовлетворительное объяснение творения, которое я когда-либо слышал».

Леметр был избран членом Королевской академии наук и искусств Бельгии и Папской академии наук.

В 1951 году Папа Пий XII заявил, что теория Леметра обеспечивает научное подтверждение католицизма — утверждение, с которым Леметр не мог согласиться, поскольку он считал, что его теория нейтральна.

Несмотря на бесспорную научную достоверность его теорий, скептики часто подвергали сомнению взгляды Леметра, утверждая, что теория Большого взрыва была представлена в духе конкордизма (концепции, основывающейся на вере в то, что Библия содержит научную информацию, не известную людям на момент написания священных текстов). Даже профессор Эйнштейн спорил с Леметром по этому поводу. Но у последнего был превосходный ответ на подобную критику:

«Должен ли священник отвергать теорию относительности, потому что она не содержит авторитетного толкования учения о Троице? Как только вы поймете, что Библия не претендует на звание учебника науки, старый спор между религией и наукой исчезнет. […] Учение о Троице гораздо более непонятно, чем что-либо в теории относительности или квантовой механике; но поскольку это учение необходимо для спасения, оно изложено в Библии. Если бы теория относительности также была необходима для спасения, она была бы открыта святому Павлу или Моисею. […] На самом деле ни святой Павел, ни Моисей не имели ни малейшего представления об относительности».

Леметр преуспел в достижении целей Первого Ватиканского собора и устава Папской академии. Его методологическая чистота позволяла ему делиться научными открытиями с Церковью, оберегая ее от неверной интерпретации физических результатов, и в то же время делиться блеском ее истины с научным сообществом в дружелюбной манере.

Обращаясь к своим собратьям в вере, Леметр сказал: «Нужна ли Церкви наука? Однозначно, нет. Достаточно Креста и Евангелия. Однако ничто человеческое не может быть чуждо христианину. Как Церковь может быть не заинтересована в самом благородном из всех сугубо человеческих занятий, а именно в поиске истины?»

В истинно католическом духе Леметр проводит различие между естественной истиной, которая «пропорциональна способностям нашей разумной природы», и сверхъестественной истиной, которая «никогда не могла быть достигнута нами самими, и было необходимо, чтобы она была открыта нам». Леметр всегда различал религиозный и научный «уровни познания», или «порядки рассуждений». Это можно ясно увидеть в его неприятии смешения физического и теологического «уровней» в гипотезе Большого взрыва:

«Мы можем говорить об этом событии как о начале. Я не говорю творение. Физически это начало в том смысле, что если что-то произошло раньше, оно не оказывает заметного влияния на поведение нашей Вселенной, поскольку все свойства материи до этого начала были полностью утрачены из-за экстремального сжатия до теоретического нуля. Любое предсуществование Вселенной носит метафизический характер. Физически все происходит так, как если бы теоретический ноль был действительно началом. Вопрос о том, было ли это действительно началом или, скорее, творением, чем-то возникшим из ничего, является философским вопросом, который не может быть решен с помощью физических или астрономических соображений».

Отличительной чертой подхода Жоржа Леметра к тем, кому не нравились отношения между наукой и религией, было напоминание им о том факте, что наука беспристрастна по отношению к религии: «Библейские писатели были более или менее просвещены — одни больше, чем другие — в вопросе спасения. В других вопросах они были столь же мудры или невежественны, как и их поколение. Поэтому совершенно неважно, что в Библии могут быть обнаружены ошибки в исторических и научных фактах, особенно если эти ошибки связаны с событиями, которые непосредственно не наблюдались теми, кто о них писал. […]

Мысль о том, что, поскольку они были правы в своем учении о бессмертии и спасении, они должны быть правы и во всех других вопросах, — это просто заблуждение людей, которые не имеют полного представления о том, зачем вообще была дана нам Библия».

Отчетливо христианский подход к науке выражен Леметром в его оригинальной работе о первичном атоме:

«Мы не можем закончить этот краткий обзор, который мы сделали вместе по самому великолепному предмету, который может быть искушен исследовать человеческий разум, не гордясь этими великолепными усилиями Науки в завоевании Земли, а также не выражая нашей благодарности Тому, Кто сказал: «Я есмь Истина», Тому, Кто дал нам разум, чтобы понять Его и распознать проблеск Его славы в нашей Вселенной, которую Он таким чудесным образом приспособил к умственной силе, которой Он наделил нас».

Леметр, несомненно, разделил бы точку зрения Папы Бенедикта XVI в его речи в Регенсбурге, когда тот вспомнил слова византийского императора Мануила II, заявившего: «Не действовать разумно, не действовать согласно logos-у противоречит природе Бога».

К сожалению, сердечный приступ в 1965 году сильно ослабил священника. Жорж Леметр скончался 20 июня 1966 года, вскоре после того, как он открыл реликтовое излучение (космическое сверхвысокочастотное фоновое излучение), которое добавило веса его теории о рождении Вселенной.

Жорж Леметр внес большой вклад в понимание мира, в развитие современной научной мысли; цитируя Поля Дирака, «мерой величия научной идеи является степень, в которой она стимулирует мысль и открывает новые направления исследований. В этом отношении мы должны оценить космологию Леметра на самом высоком уровне». Возможно, его величайшим даром было свидетельство, которое он дал как католический священник, живя каждый день жизнью разума и духа, занимаясь передовой наукой наряду со своими священническими обязанностями. Во всех отношениях он был уникален. Его жизнь свидетельствует о том, что когда человек уповает на Бога, отдавая свою жизнь полностью как дар, Господь творит чудеса.

По материалам: Library : The Faith and Reason of Father George Lemaître | Catholic Culture

Библиотека: Вера и разум